ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Образовательная система «Школа 2100»
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.Образовательная система «Школа 2100»
На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.
То есть главная задача учителя — это формирование компонентов учебной деятельности. Она сформулирована авторами образовательной системы «Школа 2100» в качестве одной из ведущих. При этом под формированием понимается не «насильственная» деятельность «извне», а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.
Прежде чем рассмотреть, как решается эта задача в рамках образовательной системы «Школа 2100», определим понятие самостоятельная работа.
Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока (см. табл.).
Этапы урока Деятельность человека Деятельность учащихся
1. Актуализация знаний. Целеполагание Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата
2. «Открытие нового знания» Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности
3. Первичное закрепление Создание банка заданий по «новому» способу действий Проговаривание вслух алгоритма действий
4. Решение задач на повторение Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действий Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений
5. Саморефлексия (самоконтроль и самооцека) Организация индивидуальной работы по выявлению работы и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика Самоконтроль и самооценка полученных результатов
Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считаю самостоятельную работу творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Для повышения эффективности формирования мотивации проводится ее диагностика. Начиная со 2 класса через анкетирование я определяю вид учебно-познавательного интереса учащихся.
Наибольший интерес представляют ответы учащихся на вопрос «Какую задачу ты выберешь для своей самостоятельной работы — ту, где решение пройдет на высоком уровне сложности, или решишь несколько простых задач?»
В результате обработки анкет определяется вид познавательного интереса учащиеся: по содержанию (внешний): «Буду решать данную задачу, так как на этой странице учебника много интересных картинок»; по процессу (внутренний): «Буду ее решать, так как способ решения не открылся мне сразу, нужно приложить усилия, чтобы его отыскать».
Для подтверждения данных анкетирования предлагаются задания, например, такого характера.
Дана последовательность из нескольких рядов чисел. Знаки арифметических действий между числами отсутствуют, но есть результат. Не меняя расположения чисел, надо поставить знаки арифметических действий (+, -, *, : ) и скобки так, чтобы в результате получилась единица:
1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
1 2 3 4 5 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 = 1
Здесь два варианта решения:
Вариант 1
(1 + 2):3 = 1
1•(2+3) – 4 = 1
(1 + 2) 3:(4 + 5) = 1
1+2+3—4+5—6=1
1•(2 3 + 4): 5 + б — 7 = 1
(1 + 2 + 3): (4 + 5—6) + 7—8 = 1
Решая данным образом, учащиеся не выделяют общий принцип решения этой группы выражений. Каждое выражение они решают как совершенно новое, методом проб и ошибок, ориентируясь на внешние, несущественные признаки. Таким образом, определяется тип учебно-познавательного интереса — по содержанию.
Вариант 2
(1 + 2): 3 =1
1-2+З-4 = 1
((1 + 2) :3 + 4): 5 = 1
((1 2 + З — 4) + 5): 6 = 1
(((1 + 2): 3 + 4): 5 + 6): 7 = 1
(((1 •2 + 3 — 4) + 5): 6 + 7): 8 = 1
Выполняя задание таким способом, учащиеся открывают общий принцип решения всей группы выражений. В выражениях с нечетными номерами используется отношение (1 + 2): 3. В выражениях с четными номерами отношение (1 • 2 + З — 4), когда сначала находят произведение, затем последовательно складывают и вычитают. На основании выбора этого варианта решения определяется учебно-поэнавательный интерес по процессу.
Задания такого характера помогают учителю не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствуют формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа действий, в определении целей, в планировании своей деятельности. Анализ двух вариантов решения одного задания позволяет развивать и вариативное мышление учащихся.
На уроках русского языка с 1 класса практикуется такой вид самостоятельной творческой работы, как диктант с элементами творчества. Суть его состоит в следующем: учащиеся дописывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. Например:
1. Капитан ... наблюдал за китом.
2. Кит всю ночь плыл за … и вздыхал.
3. Мы его назвали …
4. У него огромная и длинная …
5. ... крошечные.
Слова для справок: (И, и)ван, (С, с)ергеевич, (М, м)орозов, к..рабль, (Г, г)игант, г..лова, гла..ки.
Не менее полезным видом самостоятельной работы считаю составление орфографических таблиц по аналогии с таблицами, данными в учебнике. Например, на уроке «открытия» нового знания по теме «Падежные окончания имен существительных» данная таблица сначала составляется учащимися коллективно под руководством учителя.
Затем учащимся предлагается составить таблицу самостоятельно для других падежей имен существительных. После самостоятельной работы учащиеся сравнивают свои ответы по учебнику и делают вывод, совпало ли их открытие с принятым в науке. Так на уроке формируется интерес к самостоятельному открытию нового знания.
Например, учебные действия на этапе «открытия» нового знания можно определить так: на уроке русского языка (4 класс. «Выведение алгоритма определения спряжения глагола с безударными личными окончаниями») учебные действия направлены на создание данного алгоритма.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Определите окончание глагола в данной записи: ищ.. маму
Почему не получается? Не слышим отчетливо.
Как проверять безударную гласную в окончаниях существительных, прилагательных?
В каждом случае своя проверка. Алгоритм для глагола не подходит.
От чего зависит выбор гласной в окончании глагола? От спряжения.
Как, зная спряжение, написать окончание глагола? Подставить нужное окончание из 1-го или 2-го спряжения.
Как узнать спряжение? По начальной форме (правило).
Что сейчас будете делать? Подставим глагол в начальную форму. Выделим – ть.
Посмотрите, что стоит перед ним. Наблюдение. Искать 1-е спряжение.
Какие окончания у глаголов 1-го спряжения? Перечисление окончаний.
Какая гласная повторяется в окончании? - Е
Значит, какая гласная будет в этом окончании? - Е
Далее действия самоконтроля и самооценки осуществляются на этапе самостоятельной работы.
Кроме рассмотренных заданий учащиеся выполняют следующие виды самостоятельных работ:
— самостоятельные работы по образцу — работа выполняется по аналогии с предложенным образцом;
— самостоятельные работы с указанием их выполнения — работа выполняется после обстоятельной инструкции учителя;
—самостоятельные работы вариативного характера — есть возможность выбора написания работы.
Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:
• Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы,
• Разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию.
• Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся.
•Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15—20 мин) при проектировании урока.
• Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся.
• Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.
• Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.
• Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и метода ми обучения.
Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. Данные повторной диагностики, наблюдения на уроке показывают, что в результате и целенаправленной работы по формированию учебной самостоятельности уже к концу второго года обучения у учащихся.
Система дидактических принципов программы «Школа 2100…»
1)Принцип деятельности- ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом , а субъектом деятельности).
2)Принцип непрерывности- преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
3)Принцип целостного представления о мире- содержание образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.
4)Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней- максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.
5)Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.
6)Принцип вариативности- развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7)Принцип творчества- максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Перечисленные дидактические принципы систематизируют идеи традиционной дидактики и обеспечивают целенаправленное решение задач развивающего обучения в общеобразовательной школе